Какие перемены ожидают пенсионную политику страны
Содержание статьи:
Предложение Минфина
Острый дефицит государственной казны уже не простой слух, а печальная реальность. С предложениями о том, как сбалансировать принятый до 2018 года бюджет, наполнить его и сэкономить часть средств, выступило Министерство финансов страны. По задумке главных финансистов государства имеются два варианта для дальнейшего развития бюджетной политики. Первый: оставить все как есть. Если же идти вторым путем, то придется изменить принципы индексации, что даст возможность сократить соцрасходы, выручив при этом 2,6 трлн. рублей в ближайшие три года. Предусмотрена следующая индексация пенсий на три года вперед:
- на 5,5% в 2016 году вместо 7%;
- на 4,5% в 2017 году вместо 6,3%;
- на 4% в 2018 году вместо 5,1%.
Экономия составит 510,1 млрд. рублей в 2016 году, 878,9 млрд. рублей и 1 трлн. рублей в 2017 и 2018 годах соответственно. При этом львиную долю сэкономленных средств можно будет получить за счет трансфертов, предназначенных Пенсионному фонду. Также экономия ожидает военные нужды (на 26,5%), на прочие госрасходы (на 8-13%). Кроме этого, предполагается сократить еще на 10% госслужащих, ограничить увеличение тарифов основных государственных монополий, провести валоризацию. Эти меры позволят сэкономить порядка 35% государственных расходов в ВВП.
В противном случае, уже в 2016 году будет израсходовано порядка 18,3 трлн. рублей, а это значит, что весь Резервный фонд страны будет полностью исчерпан. При этом будет ощущаться острый дефицит бюджета в размере 836 млрд. рублей.
В целом, Минфин выступает за коренное обновление действующей российской экономической модели, на инвестировании госсредств в инфраструктуру с тем, чтобы начала работать альтернативная модель развития экономики страны. Закрепить законодательно все изменения в бюджет страны по мнению Минфина нужно будет не позднее 01.08.2015 года. При этом приоритетными направлениями расходования бюджета по мнению Антона Силуанова должны по-прежнему остаться образование, здравоохранение и инфраструктура.
Реакция социального блока правительства
Социальному блоку правительства страны данная идея Минфина не совсем понравилась и вызвала бурю дискуссий. Глава Министерства труда Максим Топилин прокомментировал свою точку зрения на данную проблему. Он считает, что в иных экономических условиях, когда доходы ПФР снизились за счет снижения доходов граждан, а потому индексация на уровне инфляции затруднительна, как считают его коллеги-финансисты, правила игры менять не следует. Любые манипуляции с индексацией являются неверными и неоправданными ни политически, ни экономически.
Не готова дать определенный ответ и вице-премьер Ольга Голодец. Она снова обращает внимание на введение моратория по выплатам накопительной части пенсий на 2016 год.
Мнение вице-спикера Госдумы
Довольно резкую критику в адрес Минфина высказал вице-спикер Госдумы Николай Левичев. Он крайне неодобрительно отнесся к идее сократить индексацию, т.к. не считает наравне с Минфином, что пенсионеры страны являются важным источником пополнения бюджета. По его мнению, это непрофессионально и непозволительно. Чтобы нормально пополнять бюджет, необходимо навести порядок в системе эффективности его исполнения. Казна недополучает средства от таможенных услуг, существует воровство бюджетных средств при строительстве объектов для освоения космоса и т.д. Это порядка 2,5 трлн. рублей. И эти средства нужно изыскивать именно там, а не обирать российских граждан.
Заседание бюджетной комиссии
На днях в Правительстве РФ прошло первое заседание комиссии по корректировке бюджета. Процесс был закрытым, а его обсуждение было овеяно духом обреченности, по словам самих участников заседания. Пока что тон задал Минфин, который единственный из всех ведомств предложил пути проектировок государственного бюджета. Однако ни Дмитрий Медведев, который вел заседание, ни Владимир Путин, который ранее обсуждал с правительством все те же социальные вопросы, окончательного решения относительно изменений пока не приняли. Медведев только отметил, что начало у очередного бюджетного цикла сложилось весьма непростое и, видимо, такие сложные условия жесткой экономии просуществуют еще долго.
Заключение
Таким образом, пока еще непонятно, что будет с бюджетной политикой страны в дальнейшем. Сможет ли она перестроиться на новую модель или пойдет по старому пути? Ответы на эти вопросы пока не озвучены. Возможно, они появятся, когда выступят и другие ведомства страны с собственными решениями проблемы наполнения бюджета. Пока что свою точку зрения высказал лишь Минфин, который никак не может преодолеть кризис и по-прежнему мыслит секвестрально.